TGV - Train à Grande Vitesse - высокоскоростной поезд. Во Франции существуют и другие понятия, такие как:
- LGV - Lignes à Grande Vitesse - высокоскоростная ж.д. линия.
- TGV DUPLEX - двухэтажный, или двухпалубный TGV.
-
iDTGV - TGV с "интеллектуальным подходом" к пассажиру.
Рекорд по скорости TGV во Франции был установлен 3 апреля 2007 на новой LGV Париж - Страсбург. Поезд развил 574,8 км/ч. Но обычные пассажирские перевозки осуществляются со скорость. 300-320 км/ч. TGV могут ездить и по обычным не скоростным линиям с обычной скоростью. Это сделано для сокращения числа пересадок и большего комфорта пассажиров. Например, поезд Париж - Гренобль едет с высокой скоростью до Лиона по LGV, а потом до Гренобля с обычной скоростью. Обычная скорость поездов для Франции - 100 - 150 км/ч, что тоже неплохо!
Thalys - название фешенебельного французского TGV. Это название было синтезировано специальной компьютерной программой для оптимального сочетания звуков. Т.е. название должно быть кратким (стремительным), звучным, сочным, приятным на слух и легко запоминающимся. Поезд курсирует между Парижем, Брюсселем (и некоторыми городами Бельгии), Амстердамом и Кёльном. В сезон отпусков маршрут поезда продлевается от Парижа до Марселя. Для поезда создан фирменный антураж: ковровые дорожки с логотипом на платформах, проводники (в других поездах проводников нет, только контролёры), специальное печатное издание - журнал "ThalysScоpe" на трёх языках. В вагонах у кресел имеются розетки 240V и интернет через WiFi.
Обычный французский TGV. Просто поезд без антуража для комфортного передвижения пассажиров между городами. Эти поезда курсируют как по LGV, так и по обычным линиям с обычной скоростью. Вагоны 1 и 2 классов. Есть вагон - бар (не вагон - ресторан, а именно как вагон - буфет, но французы называют его "бар"). Есть поезда, где такого вагона нет, а просто стоят автоматы про продаже кофе, чая и каких-то печенек. В вагонах поезда нельзя говорить по мобильному телефону, необходимо выйти в тамбур. Это правило очень строго соблюдается. Вы можете получить замечание от других пассажиров. И крайне редко, кто позволяет себе подобный вульгаризм. Интерьер пассажирского салона разработан знаменитым дизайнером Christian Lacroix. В тамбуре есть столик с розеткой 240V для подключения ноутбука. Но выхода в Интернет не предоставляется.
При покупке билета в iDTGV вам зададут ряд вопросов: едите ли вы один или нет; с ребёнком, или нет; хотите вы поспать во время путешествия, или фильм посмотреть; вагон 1 класса, или 2; место у окна, или прохода и т.д. На этот поезд лучше покупать билет через Интернет, или сразу приготовиться отвечать на эти вопросы кассиру. Поезд двухуровневый. На нижнем уровне располагаются пассажиры, которым нужна тишина. На верхнем уровне панорамные окна и можно развлечь себя просмотром фильма и др. Для пассажиров с детьми также предусмотрено отдельное помещение. Детей любят все, но в поезде пусть будут они с родителями, а не рядом с вами (Ну так ведь? Или я кривлю душой?). В некоторых поездах есть вагон-дискотека. В каждом поезде вагон-бар. Вообщем, все радости жизни!
И наконец, супер фирменный супер поезд с супер скоростью - Euro Star. Этот поезд курсирует между Парижем и Лондоном с остановками в Лилле и Кале, или между Брюсселем и Лондоном с теми же остановками в Лилле и Кале. Конечно, этот поезд едет по знаменитому тоннелю под Ла-Маншем. При въезде в тоннель межвагонные двери закрываются автоматически и вы вынуждены ехать там, где вас это застало. Банальные меры безопасности. В тоннеле по поезду ходить нельзя (по вагону можно). Поездка по тоннелю занимает 35 минут. А из Парижа до Лондона можно доехать за 2 ч 15 м. Комфорт на самом высоком уровне. Единственное неудобство - это досмотр багажа при посадке (если какой-то теракт в тоннеле - его не восстановить!).
Здесь я описал только высокоскоростные поезда. Во Франции есть много обычных и пригородных поездов. Они не менее комфортабельные, но мне однажды встретился откровенно... Ну да ладно! Это Франция - там всё прекрасно!